Сказы
"Малахитовой шкатулки" объединяются в группы, связанные общими
героями, как главными, так и второстепенными. Эта связь продумывалась для придания книге большей
цельности. Иногда сказы объединяет указание на одно и то же время и место
действия. Часто в сказах дается как бы история одной рабочей семьи: Степана и
Насти, их дочери; Катерины и ее мужа мастера Данилы, а затем и их детей;
старателя Леонтия и его сыновей Пантелея и Кости. Такие семейные истории
существовали да и сейчас существуют на Урале. Общие в сказах
и волшебные персонажи, главные из которых — Хозяйка, или Малахитница, и Полоз.
Интересно их происхождение. Еще в глубокой древности сложились у людей
представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В
фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа,
или Хозяйки, девки Азовки. Действия их могут быть враждебны или доброжелательны
по отношению к людям. Такие
фантастические предания были широко распространены среди уральских рабочих,
многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях на "подземной
каторге", в рудниках и шахтах. Стремление объяснить непонятные явления
природы вызвало их к жизни, жажда справедливости, желание видеть удачу
труженика и наказание угнетателя наполнили их содержание.
Бажов
использует, развивает и дополняет фольклорные традиционные мотивы. Хозяйка
Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых,
мужественных, творчески одаренных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной
внешностью. Детали красочного портрета намекают на связь ее с миром природы.
Многое роднит эту героиню со сказочной царевной. Не только необыкновенная
красота, но и чудесные помощники, выполняющие все ее распоряжения, —
разноцветны ящерки. Живет она в прекрасном подземном дворце, куда можно
попасть, только преодолев многие испытания, похожие на те, которые проходит и
герой волшебной сказки. Отношения
Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми
запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения
Хозяйки. Другим — не жениться молодцу, который хочет обрести ее
покровительство, и рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней. Творчеству
народных умельцев принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый
поиск характеризует мастера Данилу и его сына Митю, которые стремятся раскрыть
красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у людей при взгляде на их
работу.
Но не всем
дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — "сколько камни
стоят". Узнав, что использован недорогой материал, разгневанный барин
раздавил и в пыль растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила,
исчез Митя. Народ всегда
приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а
иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов. Чудесные силы природы, не только
Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как в сказке,
помогают смельчакам. Но та же волшебная кошка губит незадачливых добытчиков,
барских прихвостней. Другими
чудесными персонажами, связанными с золотыми месторождениями, являются
Огневушка-поскакушка и бабка Синюшка, способная девицей обернуться. К таким же
персонажам принадлежат и козлик Серебряное копытце, и чудесные мураши
(муравьи), и голубая змейка. Эти произведения Бажова ближе к сказкам, он и сам
их так иногда называл. Произведения
уральского сказочника, основанные на фольклоре, общенародные по содержанию, по
идеям, народны и по языку, и по стилю.
Не одно поколение читателей радовали и увлекали сказы Павла Петровича Бажова. И
жизнь им предстоит долгая-предолгая.
Выполнил
ученик 9 класса
МАОУ
Приданниковской СОШ
Саитов
Данил
Руководитель:
Левина Татьяна Ивановна
|