Как часто в нашей жизни мы слышим и говорим о проблемах взаимопонимания родителей и детей. А ведь эта проблема является очень актуальной на сегодняшний день.
5 декабря в нашей школе отмечался юбилей, в этот день педагоги проводили открытые уроки и мастер- классы, на которые были приглашены все родители для того, чтобы оценить как организован образовательный процесс, в благоприятной ли психологической обстановке находится его ребенок во время пребывания в школе, комфортно ли он чувствует себя в среде сверстников, умеет ли работать на уроке.
Психологический тренинг «Мир детский, мир взрослый» как раз коснулся вопросов связанных с детско-родительскими отношениями. Целью тренинга было осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации; приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции самого ребенка.
В тренинге участвовали дети начальных классов и их родители, которые в атмосфере теплоты и доверия свободно общались друг с другом и проявляли активность на протяжении всего времени.
В начале занятия все участники познакомились с целями и задачами тренинга, узнали суть того, на чем строятся отношения и взаимодействие с детьми, совместно были приняты правила-законы группы.
Далее, для создания позитивного настроя и сплочения группы, участники приветствовали друг друга, дарили друг другу улыбки, каждый родитель представлял своего ребенка, а дети подтверждали слова родителей, и наоборот, дети представляли родителей и уже взрослые подтверждали их слова. Многие родители были удивлены тому, как представляют и воспринимают их собственные дети.
В другом игровом упражнении сидящие рядом родители и дети вели диалог, поочередно проговаривая фразу «Мне нравится, что ты...» и добавляя к ней свое содержание. Тем самым, создавая атмосферу принятия и понимания, развивали навык общения, активного слушания, эмпатии и умения безоценочно относиться друг к другу.
Налаживание физического контакта между родителями и детьми происходило в психологической игре «Машины». В каждой паре участников, где ребенок был в роли «машины», мог почувствовать всю теплоту и заботу своего родителя, который в роли «мойщика машины» в течение нескольких минут приводил его в порядок: мыл, протирал, полировал, проговаривая все свои действия и используя ласковые слова. Затем родители менялись с детьми ролями. Это упражнение всем понравилось, и участники пообещали применять его чаще в повседневной жизни.
Далее дети совместно со своими родителями под музыку, изобразили в рисунке то, как они представляют себе «Счастливую семью». И по окончанию своей работы дети по очереди выходили в круг и презентовали свои рисунки, а родители выступали в роли зрителей. Очень приятно было то, что все участники нарисовали и рассказывали о своей семье.
В конце тренинга, каждый участник высказал свое мнение, свои чувства и охарактеризовал настроение. Было сказано очень много теплых слов, пожеланий и слов благодарности.
Педагог-психолог Серебренникова Г.В.
|