Начались каникулы у учеников, а у учителей активная методическая работа. Каникулы продлятся неделю, а успеть надо многое: внести изменения в рабочие программы педагогов, подготовить все необходимое для уроков во второй четверти, обменяться педагогическими идеями на заседаниях районных методических объединений. С 1 по 3 ноября на базе МАОУ «Приданниковская СОШ» встретились учителя восьми секций районных методических объединений.
На секции учителей начальных классов тема заседания была: «Анализ работы РМО в 2016-2017 уч.году. Перспективное планирование работы РМО учителей начальных классов на 2017-2018 учебный год. Теоретические основы акмеологического и деятельностного подхода как основа формирования личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД».
При анализе работы за прошлый учебный год была отмечена положительная динамика в результатах ВПР в 4 и 2 классах. Были отмечены и слабые стороны в работе РМО учителей начальных классов: низкая активность в работе сайта РМО, большинство педагогов готовы подтверждать 1КК и не проявляют инициативы в аттестации на ВКК, ушло в прошлое взаимопосещение уроков, проведение открытых уроков. На самом деле это звенья одной цепи. Из-за работы «в четырех стенах» у педагогов нет уверенности в своих возможностях. Было принято в план работы РМО на 2017-2018 учебный год включить участие в муниципальных педагогических конкурсах: «Решение текстовых задач в начальной школе» (ноябрь), «Тайны безошибочного письма» (январь-февраль), «Молодые профессионалы» (май) с целью распространения успешного профессионального опыта. Также были озвучены результаты школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Наиболее успешными оказались ребята из Марийключиковской и Бугалышской школ. Муликбаева Надежда Павловна и Манафова Зинфира Ризаевна поделились методикой подготовки обучающихся к решению олимпиадных заданий.
Интереснейшую тему раскрыли педагоги из МАОУ «Бугалышской СОШ»: «Пути акмеологического становления педагога как профессионала». Кильдиярова Татьяна Степановна постаралась в доступной форме раскрыть присутствующим понятия акмеология в образовании, что означает пути становления педагога мастером своего дела. Яникеева Светлана Валентиновна, которая в этом году стала призером педагогического конкурса «Учитель года России 2017», в своем сообщении отметила, что акмеологические технологии направлены на развитие внутреннего потенциала, повышение профессионализма и адаптационных возможностей человека. Они включают комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний, приобретают акмеологическую основу.
Особенности акмеологических технологий обусловлены внутренней установкой субъекта на ее разработку и внедрение. Объектом технологизации становятся личностные зоны развития человека, способы и средства жизнедеятельности, профессионального становления. К профессиональным качествам педагога относятся:
- педагогическая эрудиция и осведомленность;
- педагогическое мышление (как способность к анализу педагогических ситуаций и принятию педагогом педагогического решения с учетом особенностей учащихся);
- педагогическая интуиция (как быстрое одномоментное принятие педагогического решения с учетом предвидения развития ситуации без развернутого осознанного анализа);
- педагогическая импровизация (как нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощения);
- педагогическая наблюдательность, зоркость (как понимание сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам);
- педагогический оптимизм (как подход к учащимся с оптимистической гипотезой, с верой в их возможности);
- педагогическое прогнозирование (как умение предвосхищать поведение учащихся, предусматривать их и свои затруднения).
Вторая сторона профессионализма педагога – компетентность в педагогическом общении (коммуникативная компетентность) содержит:
- знания о задачах и средствах общения, о педагогической этике;
- педагогические умения: умения ставить широкий спектр общенческих задач и гибко их перестраивать в ходе общения; умение учитывать позицию других участников общения; терпимость к непохожести другого человека; умение преимущественного использования организующих воздействий по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими; использование демократического стиля и открытой позиции в общение; умение изучать и оценивать опыт коллег, участвовать в педагогическом сотрудничестве и др.;
- профессиональные педагогические позиции: гуманист, "психотерапевт", актер, участник и субъект педагогического сотрудничества;
- профессионально важные качества личности:
- педагогическая эмпатия, сопереживание;
– педагогический такт (как разумная мера в выборе воздействий на учащихся с учетом условий и возможностей участников общения);
– педагогическая чувствительность;
– эмоциональная саморегуляция и др.
Третья сторона профессионализма педагога – личностно-индивидуальную компетентность образуют:
– знания о психологии личности;
– педагогические умения: умение изучать и развивать личность учащихся; умение изучать и развивать свои личностные качества, понимать и сохранять нравственные ценности в труде педагога; умение строить и реализовывать планы своего личностного и профессионального саморазвития; умение изучать и хронометрировать процесс своего труда; умение видеть сильные и слабые стороны своего труда, особенности своего индивидуального стиля; умение поддерживать работоспособность и др.
– профессиональные и педагогические позиции: самодиагностика, осознанная индивидуальность;
– профессионально важные качества:
– педагогическое целеполагание (как способность планировать свою деятельность с учетом возможностей учащихся; строить планы собственного профессионального развития);
– педагогическая рефлексия как обращенность сознания педагога на самого себя, педагогическое самосознание;
– педагогические способности (понимать другого человека и воздействовать на него).
Педагоги из МАОУ «Крыловской СОШ» Неволина Татьяна Александровна и Агдяфарова Анастасия Викторовна обратили внимание на необходимость применения на уроках деятельностного подхода. Потапова Ольга Владимировна поделилась приемами применения дидактических игр на уроках русского языка как аспект деятельностного подхода в обучении младших школьников. Ярким было и выступление Завьяловой Людмилы Николаевны из МАОУ «Приданниковской СОШ», которая представила модели солнечной системы, сделанные детскими руками с их родителями. После такой работы дети точно не спутают, солнце вращается вокруг Земли или наоборот и на всю жизнь запомнят расположение планет в солнечной системе.
Заседание получилось интересным и запоминающимся. Творческих Вам находок, уважаемые педагоги в Вашем, пожалуй, самом важном деле – из человека растить гражданина!
Пивоварова Диана Геннадьевна,
учитель начальных классов МАОУ «Приданниковская СОШ»,
руководитель РМО начальных классов |